Национальная специфика поэзии Тараса Шевченко |
04-08-2022 |
Для самого Шевченко понятия нация и народ были неразделимы. национальную
самобытность украинского поэт видел в повседневной жизни и обычаях
простого народа, из глубин которого вышел и сам. Творчество Шевченко была
голосом его души. Поэт не делал из народа иконы, потому что хорошо знал и его
силу, и его слабость. "Чтобы знать людей, - писал Шевченко, - то надо
пожить с ними. А чтобы их описывать, то надо самому стать мужчиной ...
Тогда пишите и печатайте, и труд ваш будет трудом честным "[20, 72].
"Честный труд" викристализував, по словам Н. Добролюбова, мужественный, прямой
и строгий взгляд Кобзаря на простой народ, стал своеобразной лабораторией
украинской души. Уже ранняя поэзия Шевченко ярко продемонстрировала
такую черту психического склада украинского, как глубокая эмоциональность и лиризм.
Исследователи украинской ментальности обозначили ее как "кордоцентричнисть".
В частности, А. Кульчицкий объясняет доминирование эмоций в украинских над волей
геопсихичнимы факторами, прежде всего, - вчуття украинского человека в
Украинские пейзаж. "Украинские психическое бессознательное, - пишет он, - в
своем глубинном, коллективном слое, который обнаруживает сборные переживания
земледельческого коллектива на плодородной черноземе, имеет насквозь положительный
характер. В украинской души "натура", "природа" - надверхня и внутренняя
- Человеческая, что ее воспринимают как "первобытную доброту" и "добрую первобытность",
не противопоставляется персональной надстройке воли и разума с их произведениями "
[9, 57].
Предметный мир становится только возбудителем интенсивных переживаний, следовательно, и
случаем погрузиться во внутренний мир человека. Это в полной мере присуще
поэзия Тараса Шевченко. Если титанизм и переизбыток чувств его ранней
лирики объясняется требованиями романтической поэтики (которая, кстати, и была
направлена на наиболее полное воссоздание национального колорита), то более поздняя
поэзия свидетельствует выверенность его творческого метода как глубоко
психологического и емоциоцентричного. В. Мовчанюк подчеркивает, что сердечник
Шевченко наследия - медитативная лирика, которая, "в отличие от
логического четкого суждения - характерной формы дидактической лирики
рационалистов ..., тяготеет к фиксации непосредственного потока мыслей и
эмоций "[10, 507].
Другие статьи по теме:
Архитектура Индии. Часть 2
Из истории Меджибожа.
Историческое название "Каменица Корнякта" происходит от имени первого владельца.
Андреевский спуск.
Архитектура малых форм.Добавить комментарий: