Покупая квартиру или дом, мы кроме крыши над своей головой, озабочены и местом для своего «железного коня».
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сообщил, что городские власти начинают работы по строительству нового радиуса метрополитена – так называемого пересадочного контура.
Сегодня будет решаться вопрос о передаче железнодорожных путей

Искусственные водоемы в планировочной структуре исторических городов Волыни

03-05-2017

В Олыке, давнему городке замок также был укреплен с использованием искусственных водоемов. В плане это был правильный квадрат, который имел бастионы и ворота и был окружен каменным рвом, наполненным водой. [5, с. 969]

В контексте исследуемой проблемы заслуживают внимания сооружения, с помощью которых, как отмечалось выше, устраивали пруды - плотины. Отечественный исследователь греблебудування на Украину М. М. Стришенец классифицирует плотины на местоположение на типы: неглубокие, параболические, треугольные. [6, с. 42] Хотя, по мнению автора данной статьи эту классификацию можно считать условной. Ширина плотины зависела от ее назначения. Если это должен быть еще и проезжий путь, то строили 5-8 метров шириной, когда же для пешеходов - значительно меньшую. По данным Стришенця плотины строили преимущественно на 20-30 м. вдоль и 6-10 м. высотой. [6, с. 43] Величина их зависела от климатических и геоморфологических условий речного бассейна. Били плотины преимущественно землей, глиной и камнем. Так, например, как отмечает то же Стришенец, в Луцком уезде на пруду княжны Ганки Дерпотивны плотина была сооружена из земли (ГАТТ). [6, с. 44] Стоит отметить, что строительство плотин было делом трудным и слишком дорогой, поскольку требовало выполнения объемных и трудо объем ких в то время земляных работ - разработки необходимых строительных материалов в карьерах, доставка их к месту возведения плотины и последующее втрамбування. Все эти действия выполнялись примитивными средствами труда и требовали привлечения большого количества рабочих рук. Феодалы строили плотины преимущественно силами своих подданных. Монастыри же, чтобы привлечь на сооружение плотин рабочих, добивались от правительства специальных грамот (универсалов), заставляя местное население выполнять эту повинность. [5, с. 42]

Рис. 5 Дубно. Фиксационный план города. 1798 прориси автора (по материалам ЦДВИА). 1 - ров, отделявший древнее городище от замка, 2 - ров, отделявший замок от города.

Иногда с помощью дамб в городах сочетались один пригород с другим или пригород с рядом расположенными деревнями. В этом случае плотины выполняли еще и коммуникационную функцию. Так, например, город Ямполь сочеталось с деревней Тихомль только с помощью дамбы при большом пруду, образовавшийся из реки Горынь. Аналогично река Горынь образовывала большой пруд в городе Заславле: "Город Заславль расположен по Обе стороны реки Горыны и на двух небольшихъ, впадающих въ нее, речкахъ - Сушане, съ левой, и Понора, съ правой стороны. Река Горынь, образуя здесь большой пруд, разделяетъ городъ на две части - на Старое Место и Новое Место ". [7, с. 379] С помощью дамбы и моста соединялось Старый город с "Новым" в Остроге. Об этом становится известно из акта 1603 о распределении владений князей Острожских из части рас по ди ла имущества, переходило к одному из сыновей князя Острожского - Януша: "Плотина к Застава. Домы на ней вси ку Новом месту, идучи начав от госпиталя, которы ест при мосте до папирны, на которое плотинно тые живут подданые. К тому папирня, пороховни на тот же плотинно и млыны под Новым местом ...". [8, с. 14]

Для исследования проблемы данной статьи представляет интерес изучение Устава Великого княжества Литовского 1588 году, который содержал установленные и гарантированные законом права и привилегии, дарованные различным социальным группам Великого княжества, в том числе он регламентировал права на строительство мостов или дамб в шляхетских владениях, сбор пошлины на дорогах, мостах, плотинах. Он также определял обязательства ремонта: "А которы с давних времен по привилегии и письмам нашим пошлины и Мостовой на имениях Своих берут, то за собственные средства в тех имениях Своих на дорогах, гвозди, мосты плотины, рвы ремонтировать Должны". [9, с. 358]


Другие статьи по теме:
 Архитектура передней азии (xxx - iv века до н.э.)
 Своеобразную группу составляют полотенца Гуцульщины.
 Организация и выполнение работ на складе
 Печерская часть, или Печерск
 Художественно - конструктивные признаки храмовых зданий.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: