Архитектура Средней Азии (vi - xviii века) |
26-12-2018 |
мелкие торговцы и прочий простой люд. Для правителя он был не менее
опасен, чем его воинственные соседи. Это внешнее город - рабад -
обносили третье кольцо надежных укреплений (рис.7.2). И Шахристани, и
рабад состояли из отдельных, полностью автономных кварталов (в
Узбекистане их еще и сейчас называют «махалля»). В каждом таком
квартале были свои общественные и культовые здания, бани и т.д. На
торговых путях между городами для защиты от грабителей строили
небольшие крепости - Рабат (рабат - означает «крепость»), которые оказывали
приют купеческим караванам, то есть выполняли одновременно и функции
караван-сараев.
Наряду с современным узбекским городом Навои на древнем караванном
пути сохранились остатки караван-сарая Рабат-и-Малик (XI век). Это
была достаточно большое сооружение, включавшая постоялый двор, который мог
принять и накормить одновременно несколько караванов (Рис.7.3). Размеры
караван-сарая в плане - 86х86 м. Центр фасада отмечен большим
портиком - пештак.
Подойдя вплотную, можно было любоваться
узорами, украшавшие портал. Все декоративное убранство выполнено
с помощью фигурной кладки из облицовочной кирпича, которая покрывала массивы
сырцовых стен.
По сторонам от портала шли мощные «гофрированные» пивбаштамы стены, а на
углам височилы минареты, увенчанные арочными фонарями.
Бухара - один из крупных средневековых городов Средней Азии, в Х - XI
веке была столицей государства Саманидов. К этому же периоду относится
одна из наиболее ранних культовых сооружений региона - мавзолей Исмаила
Самани (рис.7.4). Его пропорции подчинены четкой математической
основе: все размеры здания кратные толщине стены, которая принята за
модуль. Переход от квадратного помещения в круглой основания купола
осуществляется с помощью Тромп, созданных выпуском рядов кирпичной
кладки. Внешние и внутренние элементы взаимосвязаны: цоколь соответствует
уровню пола. Окошка галереи освещают внутреннее пространство. Поскольку в
плане их профили сломаны, прямой солнечный свет не попадает внутрь и
достигается спокойное равномерное освещение. Верхняя галерейками имитирует
мотивы деревянного зодчества. Как известно, куб - это символ Земли, а купол
- Подобие небосвода, их соединение - подобие Вселенной. Таким образом,
мавзолей Исмаила Самани в Бухаре по своей форме является моделью
Вселенной.
Другие статьи по теме:
В частности, тип, планирование и размеры поселений
Складирования материалов
Разработка предложений на проектирование и строительство объекта
Историография источники.
Ренессанс, историзм.Добавить комментарий: