Архитектура Средней Азии (vi - xviii века) |
24-11-2020 |
Шир-Дор стоит напротив медресе Улугбека, образуя традиционный для
Средней Азии ансамбль «кош», то есть парный. Главный фасад Шир-дору
воспроизводит основные членения медресе Улугбека, но в других пропорциях,
значительно отличающихся формах и с иной художественной техникой декоративного
оформление. Впервые в Средней Азии имя зодчего - Абдул-Джаббара -
введено в орнаментированные надписи. Планировка здания по сравнению с медресе
Улугбека, упрощенное, хотя это тоже очень большое сооружение - ее общие
размеры в плане - 70х56 м, размеры внутреннего двора - 38х38 м.
На площадь Регистан обращены величественный портал и боковые купола, по которым
открываются залы мечети и дарсканы под двойными ребристыми куполами
и два минарета по углам. В отличие от медресе Улугбека сплошное
многоцветное облицовки стен Шир-дору собранное из готовых блоков, без
швов между отдельными плитками. Поэтому стыки блоков более широкие и дают
перебивки рисунка, особенно заметную на минаретах.
Стены медресе Шир-Дор для экономии сделаны трехслойными, с забутовки
строительным мусором середины между двумя кирпичными стенами. Это негативно
сказалось на прочности здания - памятник плохо сохранилась и была
капитально отреставрирована уже в наши дни.
В XVII веке перестроили и северную сторону Регистана: в 1646 - 1660
годах здания караван-сарая Мирзой, что уже давно стоял на этом месте и
служил гостиницей для купцов, были частично использованы при
сооружении нового архитектурного комплекса. В
нем сочетались мечеть и медресе. В настоящее время соборная мечеть (джами)
Биби-Ханым уже была в аварийном состоянии и Самарканд фактически остался
без соборной мечети.
Кроме Самарканда и Бухары, в XVI - XVIII веках величественные архитектурные
ансамбли сооружены и в других городах Средней Азии. На родине
Тимура, в городе Шахрисабз, по его повелению был возведен огромный
дворец Ак-Сарай («белая палата»). Дворец, начатый строительством в 1380 году,
сводился около 20 лет. Как и все задуманные Тимуром сооружения, он поражал
своими гигантскими размерами. Входной пештак с шириной арки в 22,5 м
достигал высоты около 70 метров. В плане это был развит комплекс
жилых и общественных зданий, сгруппированных вокруг нескольких дворов. Все
поверхности стен дворца покрыты традиционными изразцовыми полихромными
мозаиками. В изысканные узоры, составленные из побегов, цветов, вазонов,
вкраплены арабески, в том числе и светского содержания. Например: «Красоте
этого строения поражаемой небесный свод », или« Султан - тень Аллаха ».
Другие статьи по теме:
Государственный архитектурно-исторический заповедник "Софийский музей"
Печерская часть, или Печерск
Двуединая сущность архитектуры
Тенденции формирования городского пространства Елисаветграда на рубеже xix - ХХ веков
Система размещения церквей и крестовДобавить комментарий: