Архитектура Средней Азии (vi - xviii века) |
17-02-2021 |
После Тамерлана правителем в Самарканде стал его внук - «ученый на
троне », астроном Улугбек. При нем построены обсерватория, несколько школ
и другие гражданские сооружения, а в 1420 году - медресе Улугбека (рис.7.21).
Своим восточным фасадом медресе выходит на площадь Регистан (это слово
означает «песчаное поле»).
В плане медресе Улугбека представляет собой ансамбль зданий, сгруппированных
вокруг замкнутого прямоугольного двора. Западную сторону двора занимала
мечеть, служившую одновременно и аудиторией. Вокруг двора шли два
ярусы открытых снаружи арок лоджий, за которыми скрывались кельи для учащихся.
Середина восточной стороны двора занята грандиозным пештак с арочным
отверстием, связывающим двор медресе с площадью Регистан. Такие же пештак, но
меньшего размера, расположенные с трех других внутренних сторон медресе.
Западный пештак служит монументальным входом в мечеть. По углам медресе
Улугбека возвышаются четыре минарета.
Портал этот имеет чисто декоративное значение. Создаваемое им впечатление
монументальности и величия достигается чрезвычайно простыми приемами, в
первую очередь превышением размеров портальной ниши. Архитектура медресе
Улугбека вообще оперирует не тяжелыми кирпичными массами, а легкими,
декорированными орнаментами, поверхностями. Рельефные детали стен в виде
карнизов, выступов, рустовок, свидетельствующих о тяжести и массивность
стен, почти отсутствуют. Мелкий орнамент притом изложенный
диагональными узорами, да еще и голубыми и синими цветами,
непривычными для тяжелого строительного камня, отвлекают от мысли о
тяжесть строительных материалов.
Несмотря на непрерывные феодальные войны и перемещения столицы ханства
в Бухару, в XVII веке застройка Регистана продолжалась. Площадь
приобрела тот вид, в котором мы можем ее видеть после проведенной в
второй половине ХХ века тщательной реставрации.
В 1616 - 1636 годах на месте падшей Ханако (монастырской обители)
Улугбека наместник бухарских ханов в Самарканде Ялантуш-Бийбахадур
построил новое медресе, названное Шир-Дор («имея львов»), так как на
мозаиках тимпанами на пештак изображены гривастые полосатые хищники,
преследуют белых ланей на фоне солнечных дисков (рис.7.22).
Другие статьи по теме:
Тенденции формирования городского пространства Елисаветграда на рубеже xix - ХХ веков
Технологическая схема очистки сточных вод
Современные тенденции развития системы Социально-бытовых учреждений
Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету капитального строительства
Происхождение названия реки Висла.Добавить комментарий: