Архитектура Средней Азии (vi - xviii века) |
25-02-2021 |
Снаружи стены мавзолея облицевали желтой терракотовой кирпичом, на фоне которой
синей, голубой и белой кафельной мозаикой выложены различные надписи
(Арабески), декоративные узоры. Вся поверхность купола покрыта синими и
голубыми изразцами.
С исключительной роскошью Гур-Эмир был украшен изнутри. Панели с
молочно-зеленого оникса, мраморные различные ленты, цветные росписи,
позолота, ажурные окна, впечатляющая деревянная инкрустация дверей - все это
сливалось в единую гармонию с величественно-спокойным пространством интерьера
Гур-Эмира.
Для этого периода характерны преувеличенный масштаб и показная пышность:
архитектура должна была создавать ошеломляющее впечатление, вызывая
представление о величии и силе власти, что сводит подобные сооружения. Порталы
становятся грандиозными, минареты - чрезвычайно высокими, купола - большими
и величественными. Облицовочный кирпич с глазурованной цветной поверхностью,
майоликовые орнаментированные плитки, кафельная цветная мозаика сплошным
ковром покрывали поверхность стен, куполов, сводов и других частей
зданий. Многоцветные росписи, различные деревянные и гипсовые детали
украшали интерьеры.
Сооружения Тамерлана возводились наспех. Архитекторы, насильно привезенные из
Ирана и других завоеванных Тимуром стран, были подневольные. Работы
велись небрежно, с грубыми техническими ошибками. К тому же властитель
Самарканд вмешивался в проектировании и строительстве, постоянно давая свои
указания. Поэтому неудивительно, что некоторые из возведенных в это время грандиозных
зданий начали разрушаться. Сооружением огромной мечети, которая
вмещала 10 тысяч человек, - Биби-Ханым - Тимур отметил свой военный
триумф - поход в Индию, принесший ему богатую добычу. Размере мечети
впечатляют: ее площадь - 83х62 м, высота главного портала (пештак) - 41 м.
Место для мечети Тимур избрал в 1399 году, и началось строительство только
в 1404 году. Вернувшись из похода в Индию, он обнаружил, что пештак
строящейся мечети не так высок, которые он хотел. Сразу же прямо на
нем были повешены двух вельмож, которые отвечали за строительство.
Мечеть занимала целый городской квартал. Бросается в глаза четкая композиция,
подчинена продольной оси (рис.7.17). В организации ансамбля
внутреннего двора ясно видно использование приема протизиставлення
портально-купольных композиций. Вход со двора в помещение мечети также
оформлен порталом, входная арка которого возвышается на 18 метров
(Рис.7.18).
Другие статьи по теме:
Новые города в Европе
Архитектурный облик площади
Теоретические основы выбора внешней отделки зданий городской застройки
Организация и выполнение работ на складе
Торгово-общественные центры как объекты Исследования и проектированияДобавить комментарий: